Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере

В статье представлены результаты исследования определяющей роли государства в формировании партнерства с частным бизнесом. Выявлены проблемы взаимодействия государства и бизнеса, предложена концепция развития частно-государственного партнерства промышленных предприятий и органов государственной власти северного региона в целях привлечения дополнительных ресурсов и его комплексного освоения . , Ключевые слова: Данное политическое решение о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития страны, опирающееся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом предполагает необходимость консолидации усилий государства, бизнеса и общества для его реализации. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса в процессе реализации Стратегии социально-экономического развития России позволит привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов: В результате удается повысить эффективность использования государственной собственности.

Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство ГЧП — эффективный альянс, позволяющий максимально полно использовать уникальные возможности каждого из участников проекта при совокупном сокращении рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, получает, как правило, не только его финансовые ресурсы и снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую систему управления проектом. Бизнес также заинтересован в использовании государственных ресурсов, гарантий и преференций для решения своих задач.

В мировой практике уже давно сложилась теория государственного регулирования инновационной деятельности, когда государство выступает как:

Важным направлением реализации инновационного подхода в туризме является Инновационное партнерство науки, образования, государства и бизнеса Данная гарантия покрывает риски бизнеса, связанные с убытками .

Направления стимулирования государством участия бизнеса в совместных инновационных проектах Введение к работе Актуальность исследования. Современный мировой опыт демонстрирует высокую эффективность взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере. В тоже время и в России предпринимаются реальные шаги по развитию совместных инновационных проектов государства и бизнеса, что составляет основу формирующейся в стране инновационной системы. Основное внимание при этом сосредоточено на формировании институциональных основ этих взаимоотношений, в том числе создании оптимальных форм взаимодействия государства и бизнес-структур, обеспечивающих выполнение стратегически значимых задач.

Вместе с тем в России во взаимодействии государства и бизнеса существует большое число проблем, которые препятствуют их эффективному сотрудничеству и не способствуют переходу экономики на инновационный путь развития. Это и недостатки правовой базы, определяющей права и ответственность сторон; несовершенство форм и методов реализации партнерских отношений; отсутствие конкурентных условий для эффективного сотрудничества; неразвитость инвестиционной и инновационной среды и т.

Усиливающееся в последние годы влияние крупных компаний на экономическое развитие страны обусловливает необходимость привлечения бизнеса к формированию инновационной политики государства, а также разработки согласованных с ним действий, направленных на модернизацию производства и расширение внедрения инновационных технологий.

В этой ситуации принципиально важной становится потребность изучения имеющегося опыта взаимоотношений государства и бизнес-структур, анализа организационных и социально-экономических составляющих данных отношений, а также выявления механизмов, обеспечивающих, с одной стороны, предоставление государством соответствующих условий, стимулирующих предпринимателей к участию в партнерских отношениях, а, с другой - повышение активности бизнес-структур в инновационном развитии страны.

Такая задача требует обоснования форм и методов взаимодействия государства и бизнеса с ориентацией их на инновационное развитие, что обусловливает актуальность данной темы исследования. Степень научной разработанности проблемы. Проблемы взаимодействия государства исследованы в работах таких российских ученых как: Важный вклад в исследование проблем государственного регулирования деятельности бизнес-структур, посвящены работы таких зарубежных ученых, как Л.

Проблемы партнерства государства и бизнеса в различных отраслях рассматривались в работах Варнавского В.

Развитие партнерства государства и малого бизнеса в инновационной сфере региона

Взаимодействие науки и бизнеса Взаимодействие науки и бизнеса Взаимодействие бизнеса и науки возникает в сфере внедрения инноваций, поэтому легко проследить связь прогресса экономики с научными изобретениями и открытиями. Экономика может называться инновационной, когда промышленное производство основывается на современных научных исследованиях, а различные новации находят применение в бизнесе, не потеряв актуальность.

Создание продуктивного альянса науки и бизнеса на сегодняшний день является наиболее перспективным направлением развития российской экономики. Положительное влияние промышленно-научной кооперации на процессы инновационной активности в регионах и отраслях отмечается большинством исследователей.

Надеемся, что интерес бизнеса к деловым программам и турам будет неизменно расти. Содействие развитию инновационного партнерства ЕИКЦ Для реализации цели государственной политики в области развития науки и.

Московский физико-технический институт государственный университет был создан по инициативе крупнейших советских ученых-физиков, среди которых — лауреаты Нобелевской премии академики П. Институт прошел путь от физико-технического факультета Московского государственного университета им. Идея создания высшего технического учебного заведения нового типа родилась в умах гениальных ученых в связи с объективными вызовами в научно-технической сфере, которые возникли после окончания Великой Отечественной войны: Была предложена и успешно претворена в жизнь уникальная система подготовки научно-инженерных кадров, которые обеспечивали эффективное внедрение достижений фундаментальной науки в современную технику и технологии, в первую очередь, в оборонных отраслях промышленности.

Решение этих качественно новых задач в рамках традиционной системы отечественной высшей школы было практически неосуществимо. В основе системы подготовки кадров, реализованной в МФТИ, лежат три неразрывно связанных компоненты: В настоящее время в МФТИ реализована двухуровневая система подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием: Учебный процесс в бакалавриате ориентирован на фундаментальную общетеоретическую подготовку по дисциплинам физико-математического цикла. Высокие требования этой подготовки обеспечиваются наличием в учебной программе по каждой из важнейших дисциплин значительного количества специально разрабатываемых и постоянно обновляемых задач.

При решении этих задач студент обязан продемонстрировать не только и не столько теоретические знания, полученные на лекциях, или технические навыки, но, главным образом, должен продемонстрировать логическое мышление и умение понимать глубинные основы технологии поиска правильного и, как правило, нетривиального решения. Кроме этого, важнейшей особенностью учебного процесса в бакалавриате является требование для всех студентов независимо от будущей специализации самостоятельно выполнить 80— экспериментальных лабораторных работ различной сложности по всем ключевым разделам классической и современной физики и другим дисциплинам общепрофессионального цикла.

Самостоятельное изучение реальных физических процессов на экспериментальной установке, включающей все элементы полномасштабного физического эксперимента: Такой подход обеспечивает постоянное обновление и модернизацию главных составляющих образовательного процесса с учетом реальных достижений в фундаментальной и прикладной физике, информатике и других дисциплинах.

Государственно-частное партнерство в инновационной сфере

Второе направление реализации государственно-частного партнерства в туризме: В настоящее время актуальность кластерного подхода связана с возможностью создания благоприятных условий эффективного функционирования хозяйственной деятельности и стимулированию деловой активности регионов, обладающих высоким инновационным и производственным потенциалом. Если обратиться к понятию кластера, Портер М. В Концепции федеральной целевой программы"Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля г.

Таким образом, главная цель формирования кластера в сфере туризма направлена на туристские потоки или туристский спрос.

Система поддержки развития науки и ее финансирования, включающая концептуальные . го партнерства в научной и инновационной сферах [9]. вие государства и частного бизнеса для совместной реализации общественно.

Самым большим препятствием участия бизнес — сообщества в инновационной деятельности является то, что эта деятельность не является предпринимательской в чистом виде. Первая стадия инновационного процесса связана с большим риском недостижения желаемых результатов, и участие в ней предпринимателей — явление весьма редкое.

Возникновением источников прибыли, как правило, является наличие зарегистрированных исключительных прав, появление видимых очертаний новой конечной продукции или технологии. Необходимость в государственно-частном партнерстве возникает не только в случае, когда государству не хватает бюджетных средств для финансирования капитальных затрат на имеющиеся у него активы или когда не хватает технических возможностей эффективно ими управлять, а бизнес не хочет рисковать своими ресурсами даже в условиях неизбежности технической и технологической конкуренции на рынке.

При таких требованиях современного общества правильное определение векторов развития научно-технической сферы может быть осуществлено только в случае, если сигналы рынка будут без искажения доведены и адекватно восприняты системой государственного управления. Это означает, что необходимо масштабное вовлечение бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Государство при этом берет на себя сбалансирование интересов отдельных групп бизнеса в целом с общественными направлениями и интересами, краткосрочными, тактическими и стратегическими задачами.

Государственное участие в финансировании проекта должно играть роль катализатора развития тех или иных направлений. Мировой опыт показывает, что такой инструмент, как государственно-частное партнерство, позволяет повысить эффективность управления собственностью, рационально распределить риски между государством и частным сектором, решать ряд стратегических и социально-экономических задач.

Модель государственно-частного партнерства в инновационном развитии — это конкретный проект, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих участников со стороны бизнеса для решения конкретных проблем и задач в инновационной сфере, поставленных государством. Эффективным инструментом государственно-частного партнерства, например, явились важнейшие инновационные проекты государственного значения. Их предварительные результаты подтвердили заинтересованность промышленности в отечественных научно-технических разработках и возможность взаимодействия между наукой, бизнесом и промышленностью.

Инновации и инвестиции: две стороны одной медали

Статья в формате Характерной особенностью современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Последние два десятилетия характеризуются ростом влияния науки на социально-экономическое развитие, интенсификацией процессов создания и распространения знаний, а также активизацией инновационной деятельности.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что устойчивый экономический рост достигается за счёт интенсификации инновационной деятельности, то есть качественного увеличения объёмов новых продуктов и технологий за счёт научных открытий и изобретений, освоения новых секторов рынка, внедрения более эффективных бизнес-процессов, организационных структур и управленческих механизмов.

Взаимодействие бизнеса и науки возникает в сфере внедрения инноваций, альянса науки, государства и бизнеса в целях реализации общественно развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Концепция разработана на основе Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период годы далее - НСУР. Концепция призвана ответить на стоящие перед Кыргызстаном вызовы в сфере инновационного развития путем выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Особенность перехода к инновационному типу развития экономики Кыргызстана состоит в том, что происходит усиление конкуренции между предприятиями и странами на мировом и национальных рынках, что определяет основные задачи и тенденции, которые необходимо учитывать при разработке мер государственной политики.

Основные тенденции на современном этапе развития инновационной экономики определяют следующие факторы: Концепция исходит из того, что в существующих условиях высокой конкуренции будут успешно развиваться экономики тех стран, которые своевременно приняли меры по перевооружению производства и освоению новых технологий, обеспечению за счет этого выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими издержками. В Концепции сформулированы приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного прогресса страны на среднесрочную перспективу с учетом складывающихся тенденций в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала.

В Концепции обозначены цель и задачи, определены потенциал и целевые ориентиры НИС, а также основные направления инновационного развития и формирования инновационно-ориентированной экономики на период до года.

Государство - инновации - бизнес

Бизнес - инкубаторы Субъекты ГЧП Представители публичной власти федеральные, региональные и муниципальные органы власти, министерства, ведомства. Представители частного сектора юридические или физические. Государственные и частные центры ГЧП, экспертные организации. Инвестиционные компании, фонды, коммерческие банки. Страховые организации Вид финансирования В рамках ГЧП предполагается смешанное финансирование со стороны государства и частного сектора в рамках одной или нескольких моделей:

Текст научной работы на тему «Развитие партнерства государства и малого и вовлечению малого бизнеса в реализацию инновационно-значимых.

Повышение уровня и результатов инновационной активности Инструменты конкурсные гранты, госинституты, налоговые льготы фирмам. Механизмом реализации задач взаимодействия являются партнерские переговоры и соглашения на разных уровнях. Инструментом становления инновационного социального партнерства могут выступать особые экономические зоны. Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики.

Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот. На территориях особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Примером реализации механизмов инновационного социального партнерства стала Томская область.

Основная задача — достижение годового прироста объемов продукции высокотехнологичных отраслей промышленности в 30 процентов с постепенным доведением до 50 процентов. Следующий этап продвижения региона к инновационной экономике — разработка Стратегии развития Томской области до года, в которой одним из главных конкурентных преимуществ данного региона специалисты по стратегическому планированию выделили научно-образовательно-инновационный комплекс.

По расчетам разработчиков, доход вузов от платных образовательных услуг и научных исследований к году превысит 1 млрд долларов [6].

Сущность отношений государства и бизнеса в инновационной сфере

Статья в формате Современная инновационная направленность экономического развития требует усиления внимания государства к вопросам развития государственно-частного партнерства ГЧП в инновационной сфере. При этом, более верным, на наш взгляд, вести речь о частно-общественном партнерстве именно такое определение государственно-частного партнерства встречается в зарубежных исследованиях последних лет [1].

ГЧП может оказаться чрезвычайно эффективным в рамках реализации стратегии развития инновационного типа экономики.

Поддержка ряда государственных и частных научных и инвестиционных науки, образования и бизнеса – стратегический путь развития МФТИ как В практической реализации элементов «Системы Физтеха», связанных с . в развитии научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры.

Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности в т. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие России должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Важнейшим условием движения к данной цели выступает развитие национальной инновационной системы НИС. При реализации национальных инновационных проектов в современных условиях все большую актуальность приобретает взаимодействие ключевых элементов НИС - государства, науки и бизнеса - как инструмента отношений нового типа между различными секторами экономики, науки и образования.

В рамках государственно-частного партнерства ГЧП ключевая задача науки - новые разработки, миссия государства - создание рамочных условий, задача бизнеса - коммерциализация разработок. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что относительная роль ГЧП в инновационной политике различна в разных странах, но проявляется явная тенденция к росту ее влияния на развитие инновационной активности.

Инновационная модель экономики как необходимая составляющая устойчивого развития - Роман Комыза